Общественный совет при администрации Лангепаса
О ПРОБЛЕМАХ КОРОЛЕВСТВА ТОНГА И МАЛЕНЬКОГО СИБИРСКОГО ГОРОДКА
Рассуждаем на актуальную для лангепасцев тему
5-02-2022
Снег и пепел

Если бы жителям Королевства Тонга предложили бы ответить на вопрос: какое из двух зол – снегопад или извержение вулкана – меньшее? – они, не задумываясь, выбрали бы первое. И были бы миллион раз правы. Трудно не согласиться с тем, что падающий с небес чистый и мягкий снег куда безобиднее и безопаснее хаотично растекающейся лавы и пепла, которые изрыгнул из недр земли проснувшийся вулкан Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай.

Но жители маленького городка в Западной Сибири не понимают своего счастья. Социальные сети гудят от ядовитых обсуждений темы снежных заносов, исходят желчью, изощряясь ругательствами в адрес властей и дорожной службы.

Но на самом ли деле так критична в городке ситуация, и неужели совсем не работает дорожная служба, чтобы сотрясать соцсети грозными заявлениями «Напишем президенту! Губернатору!» и закидывать жалобами столь высокие инстанции?

Спору нет, снежные завалы на улицах и во дворах мешают передвижению. Убирают ли снег с них? Конечно, убирают! И мы все(!) это видим. Видим, как юркие маленькие тракторочки без остановки крутятся то в том, то в этом дворе. Как большие их собратья и самосвалы ежедневно бегают по центральным городским улицам, стараясь расчищать проезжую часть и тротуары от беспрерывно падающего снега. Техника, между прочим, тоже захлебывается из-за усердия и щедрости небесной канцелярии. Да и немного ее, техники-то.

В прошлом году оптимистично настроенные жители городка искренне порадовались известию о том, что автопарк муниципальной дорожной службы пополнился новыми машинами – аж целых семь штук купили! «Спасибо, что администрация и дума нашли средства в городском бюджете!» – с философским спокойствием изрекают они и в этом году, поглядывая на небо.
А и действительно хорошо, если учесть, что парк местной дорожной службы последний раз обновлялся и пополнялся аж в 2012 году(!).

Немного терминологии

В нормативных документах можно встретить термин «снежно-ледяные образования»: обычный снег (рыхлый (самый безобидный) и талый) и всевозможные виды наледи (зимняя скользкость): уплотненный снег (снежный накат) – слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов; стекловидный лед (гололед) – самый опасный вид скользкости. Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу и с наледью, и со снегом.

Что первее: улица или двор?

Что до скорости и приоритетов в уборке снега, то тут вопрос, а точнее, ответ на него тоже с подвывертом. Что первее: дворы или центральные улицы? Иван Петров воскликнет: «Мне со двора надо выехать!» Петр Иванов разведет руками, дескать, не нам решать. А инспектор ГИБДД Василий Сидоров назидательно скажет: «Городские дороги должны чистить в первую очередь!». И заметьте, каждый из них прав.

Ответ на этот вопрос не является только решением ответственной за уборку снега службы. Как раз таки она действует в соответствии со специальными документами, которые регламентируют борьбу со снежными заносами.

Главный из них – ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В нем перечислены требования к состоянию дорог и улиц в зимний период, указаны допустимое количество снега на проезжей части и тротуарах, сроки уборки, а также условия складирования снега на городской территории до его утилизации.

Еще один документ – ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах». В нем содержится технология устранения наледи на проезжей части, даются указания касательно использования различных противогололедных материалов (ПГМ).

А вот в Инструкции по организации и технологии механизированной уборки населенных мест рассматриваются организационные детали зимней уборки: содержание работ и их периодичность, необходимая техника, а также меры безопасности.

Эти три документа имеют силу на территории всей России.

А есть еще и локальные документы, разрабатывают их администрации городов, городков и весей. Всякие там регламенты зимней уборки, которые учитывают специфику конкретного региона. Однако местные постановления все равно создаются с опорой на государственные стандарты и инструкции.

Определение того, что первее должны чистить дорожные службы, напрямую связано с пропускной способностью дорог и улиц. Одно дело – когда речь идет об узком переулке где-нибудь на окраине, и совсем другое – когда мы говорим о центральных улицах нашего городка. Нагрузка на такие дороги совершенно разная: по одной проедет несколько автомобилей в сутки, по другой – сотни, а то и тысячи.

Поэтому, когда начинается снегопад, коммунальные службы должны определить очередность уборки городской территории. Ведь последствия несвоевременной чистки снега в центре города и на окраине сильно отличаются. Толстый слой снега на дороге в каком-нибудь спальном районе приведет к появлению нескольких локальных пробок – ситуация крайне неприятная, но терпимая. А вот занесенный центр может начисто парализовать движение во всем городе. Именно поэтому УБОРКА СНЕГА ВСЕГДА НАЧИНАЕТСЯ С НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ И ВАЖНЫХ УЛИЦ. И в помощь коммунальщикам – установленная в Россия категорийная классификация дорог и улиц, которая и позволяет установить приоритеты в уборке.

Снежная норма для тротуара

Аналогичная картина складывается и с определением очередности и правилами уборки тротуаров и пешеходных территорий. Безусловно, их зимняя уборка направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без боязни упасть и травмироваться. Но при этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины, а последствия неубранного снега или скользкости - не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье). Поэтому и требования к уборке здесь не такие жесткие. К примеру, во время снегопада на тротуарах допускается: на улицах всех групп – не более 5 см снега (рыхлого или талого); на тротуарах мостовых сооружений – не более 8 см снега; на остальных дорогах – не более 12 см снега. Сравните эти цифры с нормами для проезжей части дорог, где уже при 1-2 см снега предполагается начинать уборку.

А должны ли коммунальные службы счищать снег вплоть до асфальта или плитки, как считают некоторые жители нашего городка? Не погружаясь в глубины ГОСТ Р 50597-2017, к большому разочарованию некоторых жителей нашего городка, коротко сформулирую суть ответа: СНЕЖНАЯ КОРКА НА ТРОТУАРАХ, ОСТАНОВКАХ И ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖКАХ – ЭТО НОРМА практически для всех городов, где в принципе бывают холодные и снежные зимы.

Определяет это такая штука, как отнесение регионов к I-III дорожно-климатическим зонам, где на тротуарах разрешается обустраивать слой уплотненного снега. Подвох заключается в том, что к I-III зонам относится почти вся территория России, кроме населенных пунктов Южного федерального округа. Как-то так.

Сроки уборки снега и устранение зимней скользкости пешеходных дорожек и тротуаров зависят от интенсивности движения пешеходов. Собственно, как и в случае с дорогами и улицами – от интенсивности дорожного движения и пропускной способности дороги.
Универсальные требования, действующие на всей России
  • Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия.
  • Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов.
  • На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей в сутки разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия.
  • Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега.
  • Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа после снегопада.
  • Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов.
  • Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада.
Не жадничайте, господа!

Вот уже лет десять, как только в очередной снегоуборочный сезон доходит очередь до моего двора, который объединяет семь домов, наблюдаю я за этим трудоемким, ювелирным и затратным по времени процессом. Причем наблюдаю от начала и до конца (обычно двор чистят в выходные). В этот раз моему двору посчастливилось освободиться только от снежного наката на внутридворовых проездах. Парковочную площадку под моими окнами (она у нас достаточно большая) почистить работникам дорожной службы не удалось по причине того, что она была плотно забита машинами. Хотя объявление об уборке снега во дворе висело несколько дней. Такое, к слову, случилось впервые. Обычно соседи, за исключением двух-трех человек, в день уборки отгоняют машины в другое место.

В тот день во дворе работали три(!) маленьких трактора с ковшами. Заехали они в девять часов субботним утром. (Заради такого дела на выходных можно и потерпеть шум под окнами). Работали добросовестно и аккуратно, осторожно снимая снежные массы возле засыпанных снегом машин. Сделав все, что было в их силах, выехали со двора около трех часов дня. Вот и считайте, сколько времени уходит на уборку одной дворовой территории. А в нашем городке их насчитывается 75. Получается, что ЕСЛИ СНЕГОУБОРОЧНАЯ ТЕХНИКА РАБОТАЕТ В ОДНОМ МИКРОРАЙОНЕ, ТО ЖИТЕЛИ ДРУГИХ МИКРОРАЙОНОВ ДОЛЖНЫ БУДУТ ЖДАТЬ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ.

После того, как техника уехала из моего двора, в зоне моей видимости остались три кучи снега.

В местах не очень удачных. Но из-за стоящих автомобилей отваливать глыбы снятого утрамбованного снега было некуда. (К слову, движению автотранспорта снежные кучи не мешают. Таять им еще не время. Да и дорожники, как только появится у них возможность, вывезут их. Так было всегда).

Тремя днями позже дорожники прочистили и пешеходную дорожку между моим и соседним домом. Возвращаясь вечером с работы, я порадовалась этому. Но радость моя была недолгой.

За ночь снега вывалило столько, что на месте очищенной накануне пешеходной зоны образовалась девственно чистая снежная целина. Высота выпавшего снега достигала середины икры взрослого человека среднего роста. Чтобы попасть на уличный тротуар, пришлось обходить дом с другого торца.

Можно ли в такой ситуации костерить дорожную службу или ту же городскую администрацию? К тому же и другие дворы тоже хотят получить кусочек снегоуборочного счастья.

Информация для размышления

Конечно, дорожная служба обязательно составляет график уборки снега (кстати, размещается он на сайте городской администрации). Но из-за недоработок чиновничьей братии небесной канцелярии следовать ему иногда (как нынешней зимой, например) бывает затруднительно. К тому же, как говорят синоптики, из-за всякой там солнечной активности и иже с ней с каждым годом все труднее прогнозировать, какое количество осадков выпадет в сезон.

Анализ показателей погрузки и вывоза снега городской дорожной службы за последних три с половиной зимних сезона (2018-19, 2019-20, 2020-21, 2021-22 годы), причем и месячных, и по полугодиям и годовых, подтверждает это. (см. таблицу «Погрузка и вывоз снега»).
26 января дорожники приступили к вывозу ранее складированного на городских территориях собранного снега. Опять же вывоз организуется по микрорайонам. Из одного вывозят – другие ждут. Погрузить собранные в одном дворе смерзшиеся снежные кучи – дело не одного часа. Вот и опять считайте – сколько ходок самосвалов на круг получится? А дворов в каждом микрорайоне несколько.

Как бы ни старались злые языки хаять городскую власть, она держит руку на пульсе «снежного вопроса». В прошлом году городской администрацией и местной думой было принято совместное решение о выделении средств из муниципального бюджета на закупку спецтехники. В этом году приняли решение выделить дополнительные средства, на которые после процедуры закупки дорожная служба заключила договор на уборку снега с субподрядчиком. Привлеченная фирма будет убирать снег во дворах. За городской дорожной службой остаются улицы, площади, городские дороги, дороги на дачи и в окрестностях городка.

Такое решение вполне себе экономически эффективно. Любой экономист скажет, что иметь снегоуборочную технику в больших количествах в автопарке городской дорожной службы – нецелесообразно, потому что пять месяцев в году она будет простаивать.

По договоренности с городской администрацией и депутатским корпусом к решению вопроса уборки снега в городке в период обильных снегопадов подключаются и нефтяники, они направляют на на подмогу свою спецтехнику.

В режиме снегопадов

В дни снегопадов, работая в три смены, за сутки снегоуборочная техника наматывает по нашему городку до четырех «кругов», а это примерно 120 километрам, расстояние до Сургута. (Представляете, чистить ежедневно отрезок дороги от нас до Сургута!).

С 8 утра начинает работу основная часть работников дорожной службы городка. На расчистку автобусных остановок, пешеходных переходов, дождеприемников ливневой канализации, очистку от снега дорожных знаков, искусственных неровностей, колодцев противопожарного водовода, на уборку мусора, обработку тротуаров противогололедными материалами выходят до 16 дорожных рабочих. На очистку от снега и наледи тротуаров вдоль домов, уборку мусора, обработку тротуаров противогололедными материалами – до 20 уборщиков территорий. И те, и другие работают вручную.

На уборке городка от снега ежедневно может работать до 31 единицы техники, а если привлекается техника по договору – то и до 40-45 единиц. Но зачастую реально на линию выходят до 25 единиц. Причины – поломка техники, «больничные» водителей и рабочих (все мы люди).

Обрабатывает вся эта техника внушительное хозяйство. Сами судите. Протяженность магистральных дорог у нас – 35 километров, внутриквартальных – 54 километра. Площадь пешеходных дорожек и тротуаров - 267 тысяч квадратных метров. Автобусных остановок мы имеем 33, пешеходных переходов – 86, искусственных дорожных неровностей – 38. Кроме того, дорожная служба городка обслуживает: дорогу к СОТ «Урьево», подъезд к дачам на 4-м километре, дорогу в промышленной зоне, подъезды к железнодорожному вокзалу, полигону ТБО, городскому кладбищу.

Кстати, дороги очищаются от снега в основном поздним вечером и ночью. А «обеденный» перерыв у дорожников, работающих в вечернюю и ночную смены, выпадает на часы пик, когда основной поток пешеходов и автомашин приходится на 8 часов, когда горожане следуют на работу, и на 18 часов, когда они возвращаются с работы домой. Поэтому-то жители городка и не видят, как работает техника. Согласитесь, это разумно. При таком графике не создаются помехи дорожному движению.
Не помешал бы опыт прошлых поколений

Пока готовила статью, в памяти всплывали картинки моего детства. Раннее-раннее утро. Сборы в детский сад обычно проходили с боем. В этот раз родителям не пришлось меня «растрясывать». Сама подскочила и еще с закрытыми глазами прямиком в прихожую. Там стояла новенькая, пахнущая свежим деревом, «подкованная» жестяной лентой маленькая лопатка для уборки снега! Задание сделать такие лопатки наши папы получили от наших воспитателей. В этот день все мы, воспитанники подготовительной группы, с гордостью шли в сад. Каждый из нас крепко держал в руке свою лопатку. Для каждого из нас она была самой лучшей. А в саду на прогулке мы с замиранием маленьких сердечек ждали, когда нам позволят наравне с нашим детсадовским дворником дядей Пашей чистить территорию детского сада.

Этой, как нам тогда казалось, игрой мы занимались всю последнюю в детском саду зиму. Не работали мы только в морозы, когда на термометре было за минус 180С. С прогулки возвращались облепленные снегом, с раскрасневшимися щеками, счастливые… Дома у меня, как и у других соседских детей, была еще одна лопатка. Мы, дети от 6 до 17 лет, с большим энтузиазмом и даже удовольствием помогали нашим папам убирать снег во дворе нашего дома. Они это делали сами, по очереди…

Почему же мы, нынешние, всё чего-то от кого-то ждем? Почему поколение морально и нравственно здоровых советских людей вырастило уже два поколения потребителей, которые хотят только получать, ничего не давая взамен? А почему бы и нынешним папам не показать пример своим детям?! Не взять лопаты в период снегопадов, да не покидать снежок на тротуарах вокруг домов, в которых они живут, на детских площадках во дворах, да не расчистить стоянки, на которых стоят семейные автомобили?! Так, в охоточку, здоровья для. А заодно и в целях воспитания наследников. Пример-то, он, любой заразителен. Тем более хороший. Глядишь, и приучатся детки к труду и другим вечным ценностям.

И вот еще что. Живем мы в Сибири! Снег зимой в этих местах – это нормально, и, знаете ли, хотелось бы верить, что так оно и будет еще очень долго. Совсем как-то не хочется оказаться в ситуации молниеносной смены климата.

И напоследок:

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать!
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать.
Надо благодарно принимать…


Ирина СЕЛИВЕРСТОВА, Общественный совет Лангепас
Другие темы