На прошедшем 22 июля заседании шла речь о повышении эффективности бюджетных расходов на содержание органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) Ханты-Мансийского автономного округа. Аналитический доклад о положении дел в муниципальных образованиях региона представил глава Лангепаса Борис Сурцев. После его выступления участники заседания обсудили сложившуюся в регионе практику, полученные муниципальными образованиями результаты по оптимизации расходов на содержание ОМСУ, проблемы повышения эффективности этих расходов и пути их решения.
Отмечу, что в Югре для каждого муниципального образования определена предельная численность работников местного самоуправления. По отчетным данным 2019 года, общая штатная численность должностей муниципальной службы исполнительно-распорядительных органов городских округов и муниципальных районов, с учетом переданных государственных полномочий, составляла 5 759 штатных единиц. А по состоянию на 1 января 2020 года фактически работали 5 583 муниципальных служащих.
Работа по оптимизации расходов на содержание ОМСУ проводится в регионе несколько лет. В нашем городе она началась пять лет назад и, по мнению Общественного совета Лангепаса, проходит достаточно успешно. Численность муниципальных служащих у нас на данный момент является одной из самых низких в Югре - 166 человек (после Покачей). В результате сокращения расходов при доводимых до муниципального образованиях нормативах содержания ОМСУ в разные годы экономия бюджетных средств на этом направлении доходит до 60 млн рублей. Сэкономленные средства направляются на решение социальных задач.
Вопрос эффективного расходования бюджетных средств на содержание ОМСУ в контексте вопроса формирования бюджета является предметом общественного обсуждения. В Лангепасе он обсуждается несколько раз в год, когда идет работа над формированием муниципального бюджета, в него вносятся изменения, когда подводятся итоги исполнения бюджета. Обсуждение проходит на публичных слушаниях, заседаниях городского Общественного совета, постоянных депутатских комиссий и Думы Лангепаса.
Все принимаемые в ходе общественных обсуждений решения обнародуются - размещаются в свободном для граждан доступе: в городской газете, на сайте администрации города, на сайте Общественного совета Лангепаса.
Понятно, что общественный интерес вызывают доходы муниципальных служащих, в том числе их заработная плата.
Структура органов местного самоуправления, Положение о заработной плате муниципальных служащих принимаются решениями Думы Лангепаса, которые тоже доводятся до сведения граждан. Ежеквартально на открытых информационных площадках размещается информация о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
Кроме этого, ежегодно муниципальные служащие, депутаты представляют декларации о доходах. По окончании декларационной кампании информация выкладывается на сайте администрации города.
Что касается бюджетных расходов на содержание представительного органа, то в Думе города Лангепаса 20 депутатов, 19 из них работают на неосвобожденной основе (то есть они не получают заработную плату), и один депутат, заместитель председателя Думы города, – на освобожденной.
Обеспечивает работу Думы аппарат органа представительной власти в составе трех специалистов. Дополнительные расходы бюджет города не предусматривает на содержание Думы.
Из представленного главой Лангепаса доклада видно, что муниципальные образования Югры едины во мнении о том, что на современном этапе объемы работы, которую сегодня выполняют муниципальные служащие, увеличиваются. Соответственно, возрастают нагрузка и ответственность муниципальных служащих. В то же время муниципальная служба нуждается в высококвалифицированных профильных специалистах по разным направлениям деятельности ОМСУ. А методика расчетов нормативов содержания ОМСУ - в корректировке. В связи с этим по итогам заседания Совета губернатор Югры Наталья Комарова дала ряд поручений профильным департаментам.
Ирина СЕЛИВЕРСТОВА, заместитель председателя Общественного совета Лангепаса