Общественный совет при администрации Лангепаса
ОСОБЫЙ РЕЖИМ – НЕ ПОВОД ДЛЯ ПРОСТОЯ
Встреча Общественного совета Лангепаса с жителями города
3-04-2021
СПРАВКА: Общественный совет Лангепаса в 2020 году провел 24 заседания (в дистанционном режиме), рассмотрел 38 вопросов (в том числе 20 вопросов, направленных на профилактику и противодействие коррупции), провел общественную экспертизу 10 нормативных правовых актов (муниципальные правовые акты, акты органов государственной власти Югры и проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»)
Вячеслав СИМГАЕВ, председатель Общественного совета Лангепаса:
- Добрый день! 2020 год был тяжелым для всех нас. Страна жила и работала в особом режиме. Пандемия covid-19 создала проблемы и для экономической, и для политической, и для общественной жизни страны. Но не послужила тормозом для сдерживания развития демократических процессов. Наоборот, она помогла еще больше раскрыть лучшие черты нашего общества, сформировать общественный резерв. Выявила огромный общественный потенциал. Вспомним волонтерский корпус города, который без устали работал в самый трудный период – период самоизоляции, который был объявлен в связи с большим ростом числа заболевших. Вспомним корпус наблюдателей, осуществлявших общественное наблюдение в дни Всероссийского голосования по вопросу одобрения внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Напомню, тотальное общественное наблюдение велось на протяжении всех дней голосования. Голосование прошло без замечаний и серьезных нарушений. Более того, в этот раз группы общественных наблюдателей вели двойную проверку: соблюдения законности голосования и требований Роспотребнадзора, действовавших в период пандемии.

Ольга КУЗНЕЦОВА, юрист:
- Знаю, что Общественный совет проводит экспертизу или обсуждение документов органов власти. Но для этого нужно понимать законы. И не только. А среди общественников юристов не так уж много. Мне кажется, это очень сложная задача. Как справляются с ней члены Общественного совета?

Вячеслав СИМГАЕВ:
- Здесь нужно понимать, что общественные советы не занимаются правовой экспертизой нормативных правовых актов. Это прерогатива инстанций, наделенных такими полномочиями. Общественные советы определяют целесообразность введения тех или иных норм с точки зрения полезности для общества, экономики страны и государства. Безусловно, и эта работа сложна. Именно поэтому имеет значение наличие у члена общественного совета профессионального опыта, еще лучше управленческого.

Кроме этого, мы никогда не работаем вслепую. В случае с нормативными правовыми актами автономного округа, Российской Федерации мы руководствуемся пояснительными записками, в которых всесторонне обосновывается принятие того или иного правового акта. В этом обосновании участвуют правоведы, юристы, экономисты, финансисты, налоговики, отраслевики, даже целые министерства. В некоторых случаях инициатор проведения общественной экспертизы какого-то нормативного правового акта присылает даже заключение Конституционного суда России. Поэтому у членов Общественного совета складывается достаточно полная картина.

Если говорить об общественной экспертизе муниципальных правовых актов, то в этом случае мы привлекаем специалистов городской администрации, в том числе специалистом правового управления, отдела антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, депутатов Думы Лангепаса.

Лилия КАРИМОВА, жительница города:
- Летом прошлого года я стала участником проверки подъездов жилых домов, который проводил Общественный совет Лангепас. Проверялось качество дезинфекционной обработки подъездов. Расскажите, как часто совет проводит подобные мероприятия.

Радик КАДЫРОВ, член Общественного совета Лангепаса:
- В прошлом году Совет провел и принял участие в 187 мероприятиях общественного контроля, в том числе в 13 мероприятиях антикоррупционной направленности. Основная доля мероприятий общественного контроля (174) была связана с проверкой соблюдения гражданами и организациями Лангепаса ограничительных мер, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции. Сами понимаете, это было самое важное в прошлом году.

Члены Общественного совета в составе различных рабочих групп побывали на 105 объектах. Это объекты территориальной избирательной комиссии Лангепаса, жилого фонда, образования, культуры, аптечной розничной сети, общественного питания.

Лилия КАРИМОВА:
- А как в целом реагируют люди на деятельность совет?

Радик КАДЫРОВ:
- Руководство и работники организаций, предприниматели к общественным проверкам относятся с пониманием, все осознают серьезность проблемы безопасности населения города.
Дополню, в ходе проверок было установлено, что требования Роспотребнадзора на объектах выполнялись. Рекомендации рабочих групп – тоже. Полное взаимопонимание.

Людмила ВОЛОСАТОВА, пенсионерка:
- В городе я живу с 2019 года. Сразу же для себя отметила активную общественную жизнь лангепасцев. В городской газете постоянно читаю про деятельность общественных организаций и Общественного совета Лангепаса. Расскажите о наиболее интересных мероприятиях общественного контроля.

Вячеслав СИМГАЕВ:
- Одна из задач, которая стоит перед общественными советами, общественными палатами субъектов Российской Федерации и Общественной палатой России – осуществление общественного контроля над реализацией национальных проектов. 2020 год мы начали проверкой реализации в Лангепасе мероприятий проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». В дни январских каникул наша рабочая группа проанализировала работу органов власти в этом направлении. Мы побывали на городском полигоне ТБО. Увидели, как он работает. Экскурсия оказалась познавательной.

На полигоне установлены автоматические платформенные весы, с их помощью взвешивается привезенный мусор. Все полученные данные о принятых отходах заносятся в специальный журнал. Это позволяет контролировать темпы заполнения полигона отходами и вести учет объемов поступающего мусора. Это соответствует целям «мусорной» реформы, которые направлены на стандартизацию услуг по обращению ТКО, повышение их качества, на предотвращение образования несанкционированных свалок, улучшение экологической ситуации в целом. Задачи реформы в этой области – увеличить показатели утилизации и переработки отходов и их обработки и сортировки.

Изучая документы, мы увидели (а позже побывали на местах), что 2019 году на закупку контейнеров для ТКО и оборудование контейнерных площадок Лангепасу из бюджета округа было выделено более 900 тысяч рублей. В городе установлено 78 контейнеров для раздельного накопления ПЭТ-пластика, алюминиевых банок и макулатуры. Каждая площадка имеет паспорт, в котором содержится информация о перевозчике, собственнике, о том, для каких отходов предназначена площадка: для сбора ТКО или крупногабаритных отходов. Это облегчает процесс складирования отходов для граждан, работу коммунальных служб и регионального оператора по обращению с ТКО.
Диана НЕСТЕРЕНКО, член Общественного совета Лангепаса и Совета по развитию системы образования города Лангепаса:
- В прошлом году мне довелось работать в составе рабочих групп, которые проводили общественные проверки организации питания в школах города в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография». Хочу поблагодарить всех родителей, которые приняли и принимают участие в этих проверках. Это большой труд, ведь на протяжении учебного года они проводятся постоянно.

Результат проверок следующий: питание в школах города организовано удовлетворительно. Мы не выявили недочетов. Питание осуществляется в соответствии с нормативными требованиями. В школах организован административно-общественный контроль за организацией питания, качеством приготовления пищи, закладкой продуктов, выходом готовой продукции, за соблюдением санитарно-гигиенических норм приготовления блюд, посещаемостью детьми столовых в соответствии с утвержденными графиками питания.

Ирина МИЗИНКА, жительница города:
- Вы сказали, что в прошлом году совет провел 13 мероприятий общественного контроля антикоррупционной направленности. На что они были направлены?

Вячеслав СИМГАЕВ:
- Думаю, все присутствующие согласятся, что активный общественный интерес вызывает вопрос содержания органов власти. Одно из контрольных мероприятий Общественного совета в 2020 году и было посвящено именно этому вопросу. Мы проводили анализ эффективности бюджетных расходов на содержание органов местного самоуправления.

Ирина МИЗИНКА:
- Каковы результаты?

Вячеслав СИМГАЕВ:
- Работа по оптимизации расходов на содержание ОМСУ в Лангепасе началась пять лет назад и проходит достаточно успешно. Численность муниципальных служащих у нас на данный момент является одной из самых низких в Югре – 166 человек (после Покачей). В результате сокращения расходов при доводимых до муниципального образованиях нормативах содержания ОМСУ в разные годы экономия бюджетных средств на этом направлении доходит до 60 млн рублей. Сэкономленные средства направляются на решение социальных задач.

Радик КАДЫРОВ:
- Вопрос эффективного расходования бюджетных средств на содержание ОМСУ в контексте вопроса формирования бюджета является предметом общественного обсуждения. В Лангепасе бюджет города обсуждается несколько раз в год: когда идет работа над его формированием, когда в него вносятся изменения, когда подводятся итоги исполнения бюджета. Обсуждение проходит на публичных слушаниях, заседаниях городского Общественного совета, постоянных депутатских комиссий и Думы Лангепаса. К слову, 23 марта прошли публичные слушания как раз по вопросу исполнения городского бюджета в 2020 году. И наш совет тоже рассматривал этот вопрос. Рекомендации совета направлены в администрацию города.

Светлана ПРЕСНЯКОВА, член Общественного совета Лангепаса:
- Дополню. Структура органов местного самоуправления, Положение о заработной плате муниципальных служащих принимаются решениями Думы Лангепаса, которые в обязательном порядке доводятся до сведения граждан. Ежеквартально на открытых информационных площадках размещается информация о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
Кроме этого, ежегодно муниципальные служащие, депутаты представляют декларации о доходах. По окончании декларационной кампании информация выкладывается на сайте администрации города.

Ирина МИЗИНКА:
- А где можно ознакомиться со всей этой информацией?

Светлана ПРЕСНЯКОВА:
- Все принимаемые по бюджету решения обнародуются – размещаются в свободном для граждан доступе: в городской газете, на сайте администрации города, на сайте Общественного совета Лангепаса. Было бы желание получить эту или любую другую информацию.

Наталья СЕРГИЕНКО, член Общественного совета Лангепаса:
- Кроме мероприятий общественного контроля, которые инициирует сам совет или в которых участвуют его представители, члены совета работают в иных коллегиальных консультативно-совещательных органах. Один из таких органов - комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Лангепаса и урегулированию конфликта интересов. Представитель Общественного совета Лангепаса работает в ее составе с 2016 года. С 2016 по 2020 годы он принял участие в 47 заседаниях комиссии, на которых было рассмотрено 242 материала, связанных с нарушением требований законодательства о муниципальной службе, установлено 83 нарушения требований закона и привлечено к дисциплинарной ответственности 44 муниципальных служащих.

Вячеслав СИМГАЕВ:
- В целом, участие нашего Совета в решении вопросов, связанных с исполнением норм антикоррупционного законодательства, обеспечивается через участие членов Совета в 15 муниципальных и окружных консультативно-совещательных органах, в том числе при Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Югры и Департаменте общественных и внешних связей автономного округа.

Лариса СИМОНОВА, жительница города:
- А работает ли совет с обращениями граждан? И может ли совет оказать реальную помощь?

Вячеслав СИМГАЕВ:
- Граждане к нам обращаются не так часто, как в городскую администрацию или Думу Лангепаса. В основном обращения носят частный характер и касаются каких-то житейских проблем. Но бывают и обращения, касающиеся решения системных вопросов, имеющих значение для жизни всего города. К таким вопросам относятся вопросы санитарной вырубки старых деревьев и кустарников, обеспечения дорожной безопасности, профессионального попрошайничества, того же благоустройства. В таких случаях Общественный совет выступает как проводник проблемы.

Что касается разрешения индивидуальных обращений, то конечно сам совет не может решить их. Поэтому, чтобы помочь нашим согражданам, мы обращаемся за помощью в ту же администрацию, к предпринимателям или в городские учреждения и предприятия. Мир, как говорится, не без добрых людей. Всегда есть те, кто готов оказать помощь нуждающимся.

От имени Общественного совета Лангепаса благодарю вас за участие в нашей встрече и ваши вопросы. Мы будем рады вашим инициативам в области общественного контроля.

Записала Ирина СЕЛИВЕРСТОВА, Общественный совет Лангепаса
Другие темы