В минувшем году доходы городского бюджета в итоге составили 4 664 878,9 тыс. рублей, это 99,7 % к уточненным плановым назначениям. По сравнению с доходами 2023 года доходы 2024-го выросли на 19,4 %. Сложились они из налоговых доходов, которые составляют почти четверть всех доходов, неналоговых доходов, объем которых в структуре доходов составил 3 %, и безвозмездных поступлений, доля которых более 73 %.
Налоговые доходы
Налоговые доходы – важная часть муниципального бюджета. По итогам 2024 года, бюджет получил их в объеме 1 096 836,8 тыс. рублей, что больше уточненного на 2024 год плана на 1,2 % и больше на 8,9 % объема доходов 2023 года.
По сравнению с 2023 годом в 2024-м увеличились все доходы этого вида. Это показывает анализ исполнения городского бюджета. Так, налог на доходы физических лиц вырос на 5 %. Произошло это за счет увеличения налогооблагаемой базы, в том числе за счет увеличения МРОТ, индексации заработной платы. На 12 % увеличились акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории России, и одна из причин этого - увеличение объемов реализации товаров (продукции). Почти на 38 % увеличился налог на совокупный доход, связано это, в том числе, с добросовестной исполнительской дисциплиной налогоплательщиков, которые своевременно направляли налоговые уведомления об исчисленных налогах.
Почти на 16 %, по сравнению с 2023 годом, выросли и налоги на имущество, в том числе за счет уплаты налогоплательщиками задолженности прошлых лет.
Неналоговые доходы
в 2024 году исполнены на 103,5 % от годового плана и составили 142 050,0 тыс. рублей. Объясняется это рядом причин. В том числе тем, что на 44,4 % выросли доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а также с увеличением прочих неналоговых доходов в 3,8 раза за счет инициативных платежей - в 2024 году реализовано четыре инициативных проекта, отобранных по итогам регионального конкурса.
Безвозмездные поступления
За отчетный период в городской бюджет поступили межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты) в объеме 3 425 992,1 тыс. рублей, исполнение составило 99 % к годовому плану. Безвозмездные поступления выросли на 22,9 % по сравнению с 2023 годом за счет предоставленных субсидий из федерального и окружного бюджетов:
- на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений;
- на реализацию полномочий в сфере жилищно-коммунального комплекса;
- на реализацию программ формирования современной городской среды (благоустройство Сквера Памяти и Аллеи Памяти);
- на реализацию полномочий в области строительства и жилищных отношений (в том числе на обеспечение жильем участников специальной военной операции);
- на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях-победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (благоустройство центральной площади Лангепаса) и другие.
Бюджетные расходы
были направлены на решение вопросов местного значения, исполнение ряда полномочий органов государственной власти, переданных в установленном порядке для исполнения на территории города. Анализ исполнения бюджета показывает, что в минувшем году, как и в прошлые периоды, в приоритетном порядке финансировались социальная сфера, жилищно-коммунальный комплекс, мероприятия по созданию удобных и комфортных условий для проживания горожан. Приоритеты в расходовании денежных средств выстраивались в соответствии с бюджетными параметрами и исходя из необходимости исполнять закреплённые за городом полномочия, обеспечения надёжного функционирование городской инфраструктуры, необходимости создавать условия для проживания горожан.
Расходы бюджета за 2024 год составили 4 671 396,3 тыс. рублей или 96,6 % от плановых назначений. По сравнению с расходами 2023 года они выросли на 18,6 %.
По результатам проведенного анализа можно утверждать, что бюджетная деятельность городской администрации в сфере расходов была направлена на своевременное финансирование всех принятых обязательств муниципалитета, создание условий для достижения запланированных показателей.
Реализация нацпроектов
Приоритетным в 2024 году оставалось достижение показателей и получение результатов муниципальной составляющей региональных портфелей проектов, направленных на достижение результатов соответствующих национальных проектов. В Лангепасе реализовывались три национальных проекта: «Образование», «Жилье и городская среда», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». На эти цели было направлено 205 535,3 тыс. рублей, исполнение составило 196 115,9 тыс. рублей (95,4 % от уточненного плана). Расходы по национальным проектам по сравнению с 2023 годом выросли в шесть раз.
Дефицит бюджета
По итогам 2024 года дефицит бюджета составил 6517,4 тыс. рублей.
Современная практика публичного управления показывает, что в случае нехватки бюджетных средств муниципальные образования прибегают к различного рода заимствованиям – так образуется муниципальный долг. Объем муниципального долга Лангепаса на 1 января 2025 года составил 111 848,0 тыс. рублей, сложился он из кредита от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кредита кредитной организации. Анализ исполнения бюджета за 2024 год, как и в прошлые годы, показывает, что обязательства по муниципальным заимствованиям в виде кредитов исполнены своевременно и в полном объеме, просроченных и неурегулированных долгов нет.
Ирина СЕЛИВЕРСТОВА,
заместитель председателя
Общественного совета Лангепаса.