Общественный совет при администрации Лангепаса
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
О независимой экспертизе документов, общественном контроле госзакупок и другом
15-01-2018
Общественная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (НПА) - это один из действенных механизмов общественного контроля деятельности органов власти всех уровней, способный эффективно оказать помощь в управлении нашей жизнью.

Общественную независимую экспертизу документов, которые готовятся в городской администрации, Думе Лангепаса и даже в правительстве Югры, Общественный совет Лангепаса проводит с момента своего создания. Это право закреплено в Положении о деятельности Совета.

В поле зрения Общественного совета - НПА

- В минувшем году мы активно работали в этом направлении, - рассказывает Вячеслав Симгаев. - Общественной антикоррупционной экспертизе было подвергнуто 49 проектов документов, среди которых проекты нормативных правовых актов муниципального образования, решений Думы города Лангепаса и постановлений правительства автономного округа, проектные инициативы структурных подразделений городской администрации, проекты документов контрольно-счетного органа города Лангепаса, законотворческая инициатива. Все эти проекты документов были рассмотрены на 28 заседаниях Совета, запротоколированы, протоколы выложены на сайте Совета в разделах «Общественный контроль», «Документы. Протоколы».

О значимости общественного контроля в области законо- и нормотворчества говорит содержание проектов документов, рассмотренных на заседаниях Общественного совета Лангепаса: о единой концепции утилизации отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа; об индексации среднего размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях дошкольного образования; об установлении ставок и индексах арендной платы за землю; о городской программе развития транспортной инфраструктуры на 2018 год и период 2019-20 годов и так далее.
- Особое внимание при общественной экспертизе уделяется проектам документов, связанных с расходованием бюджетных средств, - акцентирует внимание Вячеслав Симгаев. - В этом году мы впервые попробовали себя в экспертизе проектов решений Думы Лангепаса о бюджете муниципального образования 2017 и 2018 годов. Это интересный опыт для общественников. Мы познакомились с местным бюджетом достаточно глубоко, хотя это очень объемный и сложный для восприятия обычным человеком документ. Конечно, не без помощи специалистов. Без профессиональных консультаций и комментариев в таком деле не обойтись, ведь в общественных советах работают люди, которые, как правило, далеки от вопросов профессионального управления, юриспруденции, знаний законов бюджетирования. Безусловно, нам помогали сотрудники городского департамента финансов, специалисты правового управления и отдела антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов городской администрации.
В помощь - независимый эксперт

В сентябре 2017 года в состав Совета был введен независимый эксперт, уполномоченный на проведение независимой антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов.

- Независимый эксперт Асия Аронова прошла специальное обучение и получила в Министерстве юстиции Российской Федерации аккредитацию физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, - продолжает рассказывать Вячеслав Симгаев. - Для Общественного совета, если можно так выразиться, это бесценное приобретение. Асия Олеговна - практикующий юрист, к тому же она много лет проработала юристом в городской администрации, где занималась как раз антикоррупционной экспертизой НПА и их проектов. Появление в составе Совета профессионального независимого эксперта поможет улучшить нашу работу по проведению общественной антикоррупционной экспертизы. К слову, Асия Олеговна в 2017 году стала победителем конкурса независимых экспертов Югры.
- Мне было интересно попробовать себя в этом качестве, несмотря на то, что человеку работающему, особенно юристу, выделить время на выполнение общественных функций достаточно сложно, - говорит Асия Аронова. – Правда, не удается проводить независимую экспертизу так часто, как хотелось бы или как просят. Тем не менее, с апреля по сентябрь прошлого года я познакомилась с пятью документами, которые, так или иначе, затрагивают интересы граждан, вытекающие из их взаимоотношений с органами местного самоуправления. После изучения проектов документов было подготовлено пять заключений, в которых были отражены все замечания и недочеты, допущенные при составлении проектов НПА.
Все заключения независимого эксперта, были направлены в администрацию города для принятия соответствующих мер. Замечания муниципалитетом учтены.
Имеет право!

Федеральное законодательство о контрактной системе – речь идет о федеральных законах, именуемых в просторечии: «44-ФЗ» и «223-ФЗ» - позволяет гражданам и организациям наблюдать за деятельностью госзакупщиков. Общественный надзор организован, чтобы предупредить и выявить нарушения, совершенствовать контрактную систему в целом. Это достаточно эффективный инструмент. Регламентируется он статьей 102 Закона о контрактной системе.

Осуществлять общественный контроль в госзакупках, в том числе, могут и общественные советы при органах местного самоуправления. Общественный совет Лангепаса делает определенные шаги в этом направлении. В обязательном порядке Совет проводит предварительное обсуждение таких правовых актов, как Правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями, как Требования к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

- В этом году мы планируем расширить круг вопросов, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, подлежащих общественному контролю. В частности, мы планируем рассмотреть вопрос об организации работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в сфере образования, - продолжает тему Вячеслав Симгаев. - Правда, и в этом случае наибольшей проблемой является отсутствие у членов Общественного совета навыков и опыта в сфере закупок. В связи с этим к нашей работе мы тоже привлекаем специалистов в сфере госзакупок.

Председатель Общественного совета Лангепаса пояснил, что Совет имеет право самостоятельно проводить мониторинг закупочных процедур; обращаться с жалобами от своего имени в различные инстанции, например, в Федеральную антимонопольную службу, правоохранительные органы, суд; направлять предложения по совершенствованию системы закупочных процедур; обращаться к заказчикам с запросами о получении информации (о проведении торгов, ходе исполнения контрактов).

Во главу угла - правовое просвещение

Учитывая, что Общественный совет Лангепаса является участником Общественного антикоррупционного договора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его участие в профилактике коррупционных проявлений выходит за рамки проведения общественной экспертизы проектов НПА муниципального образования.

В сентябре прошлого года в рамках одного из своих заседаний члены Совета впервые прошли правовое обучение. Начальник управления муниципальной службы, кадров и наград администрации города Ирина Беляева рассказала им об организации в муниципальном образовании работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов муниципальными служащими. На Совете было принято решение не только продолжить эту практику, но и расширить аудиторию общественных слушателей. Решение Совета было направлено главе города и получило одобрение.

Более того, в ноябре предложение было направлено и для включения в перечень мероприятий комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, согласно приложению.

- Проведение для общественности города, да и всего автономного округа цикла популяризированных правовых лекториев на тему «Профилактика коррупционных проявлений и факторов, способствующих их возникновению» позволяет рассказать людям об организации в автономном округе и муниципальных образованиях работы по предотвращению или урегулированию конфликта интересов муниципальными служащими; о кадровой политике региона и муниципальных образований в сфере государственного и муниципального управления; о порядке поступления и прохождения государственной гражданской и муниципальной службы; о правилах, требованиях, ограничениях и запретах, установленных для служащих, кодексах профессиональной этики и служебного поведения; о той же антикоррупционной экспертизе законопроектов Югры и НПА муниципальных образований, - излагает единодушную позицию Общественного совета Лангепаса его председатель.

Завершая разговор об антикоррупционной работе Совета, Вячеслав Симгаев отметил, что предложение о популяризации среди общественности правовых знаний в области противодействия коррупции также были включены в Рекомендации «круглого стола» на тему «Гражданское общество и власть: вместе против коррупции», который проходил в декабре 2017 года. После доработки данные Рекомендации будут направлены в органы власти общественные советы региона для работы.
Другие темы