Имеет право!
Федеральное законодательство о контрактной системе – речь идет о федеральных законах, именуемых в просторечии: «44-ФЗ» и «223-ФЗ» - позволяет гражданам и организациям наблюдать за деятельностью госзакупщиков. Общественный надзор организован, чтобы предупредить и выявить нарушения, совершенствовать контрактную систему в целом. Это достаточно эффективный инструмент. Регламентируется он статьей 102 Закона о контрактной системе.
Осуществлять общественный контроль в госзакупках, в том числе, могут и общественные советы при органах местного самоуправления. Общественный совет Лангепаса делает определенные шаги в этом направлении. В обязательном порядке Совет проводит предварительное обсуждение таких правовых актов, как Правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями, как Требования к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).
- В этом году мы планируем расширить круг вопросов, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, подлежащих общественному контролю. В частности, мы планируем рассмотреть вопрос об организации работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в сфере образования, - продолжает тему Вячеслав Симгаев. - Правда, и в этом случае наибольшей проблемой является отсутствие у членов Общественного совета навыков и опыта в сфере закупок. В связи с этим к нашей работе мы тоже привлекаем специалистов в сфере госзакупок.
Председатель Общественного совета Лангепаса пояснил, что Совет имеет право самостоятельно проводить мониторинг закупочных процедур; обращаться с жалобами от своего имени в различные инстанции, например, в Федеральную антимонопольную службу, правоохранительные органы, суд; направлять предложения по совершенствованию системы закупочных процедур; обращаться к заказчикам с запросами о получении информации (о проведении торгов, ходе исполнения контрактов).
Во главу угла - правовое просвещение
Учитывая, что Общественный совет Лангепаса является участником Общественного антикоррупционного договора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его участие в профилактике коррупционных проявлений выходит за рамки проведения общественной экспертизы проектов НПА муниципального образования.
В сентябре прошлого года в рамках одного из своих заседаний члены Совета впервые прошли правовое обучение. Начальник управления муниципальной службы, кадров и наград администрации города Ирина Беляева рассказала им об организации в муниципальном образовании работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов муниципальными служащими. На Совете было принято решение не только продолжить эту практику, но и расширить аудиторию общественных слушателей. Решение Совета было направлено главе города и получило одобрение.
Более того, в ноябре предложение было направлено и для включения в перечень мероприятий комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, согласно приложению.
- Проведение для общественности города, да и всего автономного округа цикла популяризированных правовых лекториев на тему «Профилактика коррупционных проявлений и факторов, способствующих их возникновению» позволяет рассказать людям об организации в автономном округе и муниципальных образованиях работы по предотвращению или урегулированию конфликта интересов муниципальными служащими; о кадровой политике региона и муниципальных образований в сфере государственного и муниципального управления; о порядке поступления и прохождения государственной гражданской и муниципальной службы; о правилах, требованиях, ограничениях и запретах, установленных для служащих, кодексах профессиональной этики и служебного поведения; о той же антикоррупционной экспертизе законопроектов Югры и НПА муниципальных образований, - излагает единодушную позицию Общественного совета Лангепаса его председатель.
Завершая разговор об антикоррупционной работе Совета, Вячеслав Симгаев отметил, что предложение о популяризации среди общественности правовых знаний в области противодействия коррупции также были включены в Рекомендации «круглого стола» на тему «Гражданское общество и власть: вместе против коррупции», который проходил в декабре 2017 года. После доработки данные Рекомендации будут направлены в органы власти общественные советы региона для работы.