Снег и пепел Если бы жителям Королевства Тонга предложили бы ответить на вопрос: какое из двух зол – снегопад или извержение вулкана – меньшее? – они, не задумываясь, выбрали бы первое. И были бы миллион раз правы. Трудно не согласиться с тем, что падающий с небес чистый и мягкий снег куда безобиднее и безопаснее хаотично растекающейся лавы и пепла, которые изрыгнул из недр земли проснувшийся вулкан Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай.
Но жители маленького городка в Западной Сибири не понимают своего счастья. Социальные сети гудят от ядовитых обсуждений темы снежных заносов, исходят желчью, изощряясь ругательствами в адрес властей и дорожной службы.
Но на самом ли деле так критична в городке ситуация, и неужели совсем не работает дорожная служба, чтобы сотрясать соцсети грозными заявлениями «Напишем президенту! Губернатору!» и закидывать жалобами столь высокие инстанции?
Спору нет, снежные завалы на улицах и во дворах мешают передвижению. Убирают ли снег с них? Конечно, убирают! И мы все(!) это видим. Видим, как юркие маленькие тракторочки без остановки крутятся то в том, то в этом дворе. Как большие их собратья и самосвалы ежедневно бегают по центральным городским улицам, стараясь расчищать проезжую часть и тротуары от беспрерывно падающего снега. Техника, между прочим, тоже захлебывается из-за усердия и щедрости небесной канцелярии. Да и немного ее, техники-то.
В прошлом году оптимистично настроенные жители городка искренне порадовались известию о том, что автопарк муниципальной дорожной службы пополнился новыми машинами – аж целых семь штук купили! «Спасибо, что администрация и дума нашли средства в городском бюджете!» – с философским спокойствием изрекают они и в этом году, поглядывая на небо.
А и действительно хорошо, если учесть, что парк местной дорожной службы последний раз обновлялся и пополнялся аж в 2012 году(!).
Немного терминологии
В нормативных документах можно встретить термин «снежно-ледяные образования»: обычный снег (рыхлый (самый безобидный) и талый) и всевозможные виды наледи (зимняя скользкость): уплотненный снег (снежный накат) – слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов; стекловидный лед (гололед) – самый опасный вид скользкости. Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу и с наледью, и со снегом.
Что первее: улица или двор?
Что до скорости и приоритетов в уборке снега, то тут вопрос, а точнее, ответ на него тоже с подвывертом. Что первее: дворы или центральные улицы? Иван Петров воскликнет: «Мне со двора надо выехать!» Петр Иванов разведет руками, дескать, не нам решать. А инспектор ГИБДД Василий Сидоров назидательно скажет: «Городские дороги должны чистить в первую очередь!». И заметьте, каждый из них прав.
Ответ на этот вопрос не является только решением ответственной за уборку снега службы. Как раз таки она действует в соответствии со специальными документами, которые регламентируют борьбу со снежными заносами.
Главный из них –
ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В нем перечислены требования к состоянию дорог и улиц в зимний период, указаны допустимое количество снега на проезжей части и тротуарах, сроки уборки, а также условия складирования снега на городской территории до его утилизации.
Еще один документ –
ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах». В нем содержится технология устранения наледи на проезжей части, даются указания касательно использования различных противогололедных материалов (ПГМ).
А вот в
Инструкции по организации и технологии механизированной уборки населенных мест рассматриваются организационные детали зимней уборки: содержание работ и их периодичность, необходимая техника, а также меры безопасности.
Эти три документа имеют силу на территории всей России.
А есть еще и локальные документы, разрабатывают их администрации городов, городков и весей. Всякие там регламенты зимней уборки, которые учитывают специфику конкретного региона. Однако местные постановления все равно создаются с опорой на государственные стандарты и инструкции.
Определение того, что первее должны чистить дорожные службы, напрямую связано с пропускной способностью дорог и улиц. Одно дело – когда речь идет об узком переулке где-нибудь на окраине, и совсем другое – когда мы говорим о центральных улицах нашего городка. Нагрузка на такие дороги совершенно разная: по одной проедет несколько автомобилей в сутки, по другой – сотни, а то и тысячи.
Поэтому, когда начинается снегопад, коммунальные службы должны определить очередность уборки городской территории. Ведь последствия несвоевременной чистки снега в центре города и на окраине сильно отличаются. Толстый слой снега на дороге в каком-нибудь спальном районе приведет к появлению нескольких локальных пробок – ситуация крайне неприятная, но терпимая. А вот занесенный центр может начисто парализовать движение во всем городе. Именно поэтому УБОРКА СНЕГА ВСЕГДА НАЧИНАЕТСЯ С НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ И ВАЖНЫХ УЛИЦ. И в помощь коммунальщикам – установленная в Россия категорийная классификация дорог и улиц, которая и позволяет установить приоритеты в уборке.
Снежная норма для тротуара
Аналогичная картина складывается и с определением очередности и правилами уборки тротуаров и пешеходных территорий. Безусловно, их зимняя уборка направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без боязни упасть и травмироваться. Но при этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины, а последствия неубранного снега или скользкости - не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье). Поэтому и требования к уборке здесь не такие жесткие. К примеру, во время снегопада на тротуарах допускается: на улицах всех групп – не более 5 см снега (рыхлого или талого); на тротуарах мостовых сооружений – не более 8 см снега; на остальных дорогах – не более 12 см снега. Сравните эти цифры с нормами для проезжей части дорог, где уже при 1-2 см снега предполагается начинать уборку.
А должны ли коммунальные службы счищать снег вплоть до асфальта или плитки, как считают некоторые жители нашего городка? Не погружаясь в глубины ГОСТ Р 50597-2017, к большому разочарованию некоторых жителей нашего городка, коротко сформулирую суть ответа: СНЕЖНАЯ КОРКА НА ТРОТУАРАХ, ОСТАНОВКАХ И ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖКАХ – ЭТО НОРМА практически для всех городов, где в принципе бывают холодные и снежные зимы.
Определяет это такая штука, как отнесение регионов к I-III дорожно-климатическим зонам, где на тротуарах разрешается обустраивать слой уплотненного снега. Подвох заключается в том, что к I-III зонам относится почти вся территория России, кроме населенных пунктов Южного федерального округа. Как-то так.
Сроки уборки снега и устранение зимней скользкости пешеходных дорожек и тротуаров зависят от интенсивности движения пешеходов. Собственно, как и в случае с дорогами и улицами – от интенсивности дорожного движения и пропускной способности дороги.